|
Не так давно, какие-то 10 лет назад, если речь заходила о биллинге, мы обычно подразумевали только биллинг телефонии. Особенно часто речь шла о самом простом его воплощении – тарификаторе АТС. С этого начинали многие производители биллинга, в том числе и «Т-софт». Первый реально качественный коробочный продукт этого сегмента ранка под названием Phonekeeper 3.0 мы выпустили в 1998 году. Можно констатировать, что он прочно занял промежуточную нишу между дорогими тарификаторами и недорогими биллинговыми системами. Попытка снять его с продажи в 2008 году нам полностью не удалась - по просьбе ряда производителей и дистрибуторов телефонных станций этот продукт производится до сих пор.
То, что биллинг телефонии понятие более широкое, а биллинговая система нужнее и более востребована на рынке мы поняли примерно за 1 год. В результате этого понимания уже в 1999 г. был выпущен продукт с расширенными функциями, пригодный не только для корпоративного рынка, но и для некоторых операторов связи - Phonekeeper 4.0. Это так же коробочное решение, непривычно мощное для этого класса, позволяющее обрабатывать трафик любых АТС со скоростями 2-4 тыс. CDR/сек. и выше на обычном компьютере (класса Pentium). Это и ряд других (внесенных позже) отличий от конкурирующих продуктов сделало его весьма востребованным для средних и крупных корпоративных пользователей и сегодня. Доступна демо-версия этого продукта. Сегодня основным коробочным продуктом для корпоративного сегмента является Phonekeeper PRO, в котором удачно сочетаются все предыдущие наработки компании Т-софт и включены отдельные решения из версий операторского класса (АСР).
Примерно в 2000 г. биллинг телефонии стал приобретать в нашем понимании существенно новые черты. Этому способствовали два основных мотива. Первый – обязательная сертификация систем биллинга для операторов связи. Второе – естественный процесс развития рынка и самого Т-софт. Быстро заполняющая рынок телекоммуникационных услуг IP-телефония заставила внести не просто качественные дополнения к уже имеющимся основным функциям биллинга, а переосмыслить подход к идее построения самой биллинговой платформы. Уже тогда слова «конвергентные услуги» начинали звучать в профильных изданиях и за круглыми столами. Следуя требованиям рынка и регулирующих органов в 2002 г. выпускает первую свою Автоматизированную систему расчетов Phonekeeper 5.0. В ней уже были предусмотрены биллинг VoIP и интернет биллинг. Биллинг телефонии тогда, и не редко сейчас, выглядят (в упрощенном виде) похоже. Схожесть придает наличие центрального коммутатора, как показано на Рис. 1.
На смену концепции ISDN-сетей, объединяющей сетью для которых являлась Телефонная Сеть Общего Пользования пришла концепция NGN (Сети следующего поколения), основанная на сетях передачи данных и применении IP-протоколов. В связи с этим расширился перечень телефонных услуг, кардинально изменилось оборудование для предоставления услуг связи и, разумеется, сам биллинг телефонии. Центральным элементом NGN является многофункциональные программные коммутаторы – SoftSwitch, которые транслируют основные протоколы VoIP в протоколы традиционных сетей. Именно SoftSwitch поддерживает с одной стороны все основные сигнализации (ОКС-7, DSS1, ВКС и т.д.), а с другой протоколы пакетные протоколы (H.323, SIР и H.248). Роль центрального (транзитного) коммутатора внутри сети оператора выполняет теперь SoftSwitch. Взаимодействие между сетями сторонних операторов, коммутацию вызовов, управление абонентскими шлюзами и IP телефонами и многое другое осуществляет тоже Программный коммутатор! Упрощенная схема взаимодействия SoftSwitch представлена на Рис. 2
|